воскресенье, 10 февраля 2013 г.

звуко сниматели активные принцип работы

Вообще-то, изначально стандарт разрабатывался для клавишных инструментов синтезаторов. Любой синтезатор, если рассматривать его упрощенно, состоит из двух основных частей клавиатуры и тон-генератора, который синтезирует звучание. Когда клавиша синтезатора нажимается, замыкаются определенные контакты, и на тон-генератор поступает сообщение о том, какая нота и с какой скоростью нажата. В соответствии с этими данными, тон-генератор выдает звук необходимой высоты и громкости. Следует обратить внимание на то, что стандарт MIDI из-за низкой скорости передачи данных не предусматривает работу с аудиоинформацией, а оперирует только командами типа «включить звук», «выключить звук», «изменить тембр» и т.п.

Однако прогресс не стоит на месте. Более 20 лет назад небывалыми темпами стали развиваться цифровые технологии. Безусловно, они затронули и музыкальную область. Усилиями основных разработчиков музыкальной аппаратуры (Yamaha, Roland, Korg, E-Mu и др.) в 1983 году был разработан стандарт MIDI аббревиатура, образованная от слов Musical Instrument Digital Interface. Это событие нельзя недооценивать. Новый протокол передачи данных позволял любому цифровому оборудованию, оснащенному специальным MIDI-разъемом, «общаться» друг с другом, объединяться в системы, подключаться к компьютерам.

Рис. 3. Звукосниматель типа Humbucker

Этот звукосниматель получил название Humbucker (рис. 3), что можно перевести с английского языка как «подавитель наводок». Как и Single Coil, оба этих звукосниматели используются по сей день без малейших принципиальных изменений. Менялись сплавы магнитов, количество витков и толщина провода обмотки, применялись активные системы гитарного усиления, но принцип действия магнитного звукоснимателя остался тем же самым, что и раньше.

Что касается наводимых помех, то для них полярность магнитов никакой роли не играет, так как они действуют непосредственно на катушки. Из-за того, что намотки в обеих катушках выполнены в противоположных направлениях, индуцированное в них напряжение имеет различную полярность, и при суммировании сигналов становится равным нулю. Таким образом, наводки взаимно уничтожаются.

Магнитный поток является векторной величиной. Это говорит о том, что имеет значение положение катушки относительно потока. Переворачивая магнит в одной из катушек, полярность индуцированного в ней напряжения меняется на противоположную. Но так как намотка в ней также противоположная, полярность индуцированного напряжения меняется еще раз, обратно. В итоге напряжение на концах обеих катушек имеет одинаковый знак и на выходе суммируется.

Для борьбы с этим недостатком было вновь использовано явление электромагнитной индукции. В 1955 году Сет Ловер, работающий в уже упомянутой компании Gibson, сконструировал двухкатушечный звукосниматель. Гениальное по своей простоте и эффективности решение заключалось в том, что звукосниматель состоял из двух отдельных катушек, в которых магниты имели противоположную полярность, а намотка была выполнена в противоположных направлениях. Концы катушек соединялись друг с другом параллельно. Что же в данном случае происходит?

Однако использование магнитного звукоснимателя выявило и ряд недостатков, свойственных его работе. Самый существенный из них это проникающий в звуковой тракт фон переменного тока, который воспринимается на слух как низкочастотное гудение. Ничего удивительного в этом нет, ведь катушка индуктивности представляет собой прекрасную антенну, чутко улавливающую все наводки вокруг.

Рис. 2. Электрогитара со звукоснимателями типа Single Coil

Появление магнитного звукоснимателя автоматически привело к созданию электрогитары инструмента, который обладает очень тихим собственным звуком, предназначенным для последующего усиления. В большинстве случаев современная электрогитара отличается от акустической гитары, прежде всего отсутствием полого корпуса (рис. 2). Это объясняется тем, что пропала необходимость усиливать звучание инструмента акустическим путем. Корпус стандартной электрогитары чаще всего собран из нескольких цельных кусков древесины. В нем располагаются магнитные звукосниматели. Тембр звучания сильно зависит от того участка струны, под которым находится звукосниматель; именно этим объясняется то, что их стараются установить несколько.

Рис. 1. Устройство магнитного звукоснимателя

Итак, по какому же принципу работает гитарный звукосниматель? Для того, чтобы это понять, необходимо внимательно рассмотреть его конструкцию (рис. 1). Основу устройства составляет постоянный магнит со стальным сердечником и расположенная над ним (или вокруг него) катушка индуктивности каркас с намотанным на него проводом. При перемещении в магнитном поле проводника, в качестве которого выступает колеблющаяся гитарная струна, в катушке за счет изменения поля возникает Э.Д.С. индукции. Это явление, открытое Фарадеем, всем известно со времен школьной скамьи и называется электромагнитной индукцией. Такой звукосниматель получил название Single Coil, что в переводе с английского языка означает «одинарная катушка».

Тем не менее, изобретение прототипа современного гитарного звукоснимателя можно не без оснований приписать Ллойду Лоару, который работал в американской компании Gibson, производящей музыкальные инструменты. В 1920-е годы он плотно занимался проблемой усиления гитарного звучания, пытаясь применить на практике базовые физические законы, и не использовать уже готовые решения типа микрофона. Таким образом, в 1923 году был сконструирован звукосниматель, представляющий собой, по сути, электрическую емкость: две небольшие, изолированные друг от друга медные пластины, на которые подавался электрический потенциал противоположной полярности. Эта идея впоследствии была развита американцами Джорждем Бьючемпом и Полом Бартом, которые в 1931 году изготовили магнитный звукосниматель с катушкой индуктивности, а также Де Армандом, который тремя годами позже смог довести идею до логического завершения.

Многие музыканты-изобретатели пытались решить эту задачу, используя технологические новинки того времени. К примеру, довольно часто гитара озвучивалась обычным угольным микрофоном. Но этот вариант имел несколько недостатков. Во-первых, гитара «заводилась» от возникновения акустической обратной связи, во-вторых, в микрофон попадали все окружающие звуки, в том числе и от соседних музыкальных инструментов, а в-третьих, гитарист не мог свободно передвигаться по сцене. Небезызвестный американский музыкант Лес Пол, являющийся также талантливым инженером, пошел другим путем, экспериментируя в 1920-1930 годы с картриджами от фонографов, которые усиливали звучание гитары.

Производители музыкальных инструментов мгновенно среагировали на возросшие требования гитаристов. Громкость гитары удалось повысить, используя увеличенный корпус инструмента. Одновременно на смену жильным струнам пришли более «громкие» металлические, которые, к тому же, имели высокую прочность. Однако эти полумеры явно не решали проблему кардинальным образом. Требовался принципиально новый и современный подход, заключающийся в усилении гитарного звучания с применением электричества.

Начало прошлого века ознаменовалось расцветом «эстрадной» джазовой музыки, которая была призвана развлекать людей. Биг-бэнды и небольшие музыкальные составы, выступая во всевозможных увеселительных заведениях, стали весьма популярны во всей Америке и Европе. Громкая веселая музыка неслась отовсюду. Однако мощное звучание оркестровой духовой секции привело к проблеме, заметной лишь самими музыкантами. Акустические гитары, обладающие не слишком громким тембром, стали теряться среди других музыкальных инструментов. Сольные партии на гитаре исполнять стало вообще невозможно, так как их попросту не было слышно!

Вряд ли молодой англичанин Майкл Фарадей, пытавшийся в начале 19 века выявить природу электричества, мог в полной мере представить последствия открытого им явления электромагнитной индукции. Возможно, он уже тогда предвидел бурное развитие техники и промышленности, использующей электрический ток. Однако можно сказать совершенно определенно, что Фарадей даже и не предполагал о том влиянии, которое электромагнетизм окажет на мировую культуру. Между тем, спустя более ста лет, рок-музыка и сопутствующее ей движение хиппи не только перевернули умы молодежи, но и открыли музыкальному бизнесу новые, необъятные рынки сбыта. А началось все вполне безобидно с изобретения электрифицированной гитары, использующей идеи Фарадея

Данная научно-популярная статья является победителем конкурса статей "Высокие технологии: Истоки. Сегодняшний день. Перспективы.", проведенного фондом "Успехи физики". Она была опубликована в альманахе "Интеллект и лидерство" (2006 г.)

      Автор:       Дата публикации: 13 июля 2009 г.

Guitar.ru - Звукосниматели (о том, как появилась современная электрогитара)

Комментариев нет:

Отправить комментарий