Рисунок 3 – Качественные показатели конкурентоспособности товара
На первом этапе оценки проводятся маркетинговые исследования рынка, которые включают: исследование ёмкости рынка, определение изделий аналогов, анализ состояния конкуренции, определение уровня цен, тенденций развития, деятельности конкурентов и круга потребителей. На основании информации о потребностях покупателей формируются требования к товару.На втором этапе осуществляется выбор показателей, по которым будет производиться оценка. Основой для формирования системы показателей конкурентоспособности конкретного товара является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень соответствия друг другу. Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в четыре группы: качественные, экономические, организационно-коммерческие и социально-организационные показатели. Качественные (технические) параметры жестко регламентированы. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. И эргономические показатели отражающие, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной). Качественные показатели конкурентоспособности продукции являются самым большим и хорошо интерпретируемым классом показателей. Рассмотрим эти показатели на примере двух товаров – холодильника и косметического крема. Все качественные показатели можно подразделить на классификационные и оценочные (рис. 3) [6, с. 430].Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы. Сопоставимые показатели конкурентоспособности продукции имеют большое значение для конкретного потребителя. Они включают, функциональные, эстетические, эргономические, показатели надежности и другие (рис. 3).
Рисунок 2 – Блок-схема этапов оценки конкурентоспособности товара
В исследовании будем придерживаться точки зрения, что носителем конкурентоспособности предприятия является его товар, так как продукция является точным индикатором экономической силы и проявления активности предприятия. Анализ известных определений конкурентоспособности товара позволяет выделить следующие её характеристики:1. мера привлекательности для потребителя;2. оценка с помощью качественных и ценовых параметров; 3. динамичный характер;4. формирование на всех стадиях жизненного цикла товара. Единого подхода к оценке конкурентоспособности продукции у исследователей не существует, как нет и единого алгоритма. Авторами был уточнен собственный алгоритм оценки, включающий 4 этапа:
Рисунок 1 – Подходы к оценке конкурентоспособности
Интернет-журнал «Экономические исследования», 1 (10), Октябрь 2010АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ Автор: Н.А. МАНСУРОВА, к. э. н., доцент кафедры экономики Тверского государственного университета, Е.В. КЛЮЕВА, студентка Тверского государственного университетаСпециальность: Направление: В статье производится анализ различных подходов к проблеме теоретического и практического исследования конкурентоспособности. Определяется причина многообразия существующих точек зрения. Предлагается обобщенный алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия через его продукцию.In the article the analysis of various approaches to a problem of theoretical and practical research of competitiveness is produced. The reason of variety of the existing points of view is determined. The generalized algorithm of estimation of business competitiveness through its goods is offered.Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность предприятия, алгоритм оценки конкурентоспособности продукции, конкурентоспособность товара.Keywords: сompetition, enterprise competitivenesse, production competitiveness, algorithm of estimation of production competitiveness.В современных условиях развития экономики важно не просто «что-то » производить, а стремиться к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Состязание товаропроизводителей развивает экономику, так как прекращают деятельность не отвечающие требованиям рынка предприятия и организации и остаются функционировать только конкурентоспособные.Ключевым, смыслообразующим понятием по отношению к термину «конкурентоспособность» выступает «конкуренция». Само понятие конкуренция имеет большое количество определений. Первоначально слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает «сталкиваться». Мы воспользуемся определением, данным Т.В. Юрьевой: «конкуренция – состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья [8, с. 23].Мало найдется экономических понятий, относительно которых разногласия носили бы столь выраженный характер, как по отношению к понятию „конкурентоспособность“. Оно имеет различные толкования как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов. Это свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайной важности и сложности проблемы, а с другой стороны − о незавершенности её методологической проработки и необходимости дальнейших исследований. Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется особенностями [4, 5, 8]: 1. постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;2. выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).В статье „Анализ понятия „конкурентоспособности““ Парахин К. А. и Парахина В. Н. приходят к мнению, что понятие „конкурентоспособность“ чрезвычайно обширно и универсального общепринятого определения не имеет, но можно говорить о понятии конкурентоспособности применительно к разным объектам рынка и разным уровням его организации. В исследовании будем опираться на определение конкурентоспособности, данное авторами статьи – „характеристика, которая выражает отличия данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности“ [5, с. 69].Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия могут рассматриваться как часть и целое. Конкурентоспособность предприятия – это один из основных критериев оценки эффективности его деятельности и развития. В самом широком смысле её можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов.Конкурентоспособность предприятия, с точки зрения производителя, формируется из многих факторов, которые включают в себя эффективность функционирования различных его подразделений, а так же конкурентоспособность товара как конечного продукта деятельности (рис. 1). Конкурентоспособность товара – это комплексная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение. [5, с.70].С точки зрения потребителя главным носителем конкурентоспособности является не само предприятие, а его товар (рис. 1). Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-производителю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). В условиях рынка каждый покупатель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуги) характеризует и конкурентоспособность предприятия-производителя.
Центр экономических исследований предоставляет следующие услуги:
Вывести на печать
АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
Журнал - Центр экономических исследований
Комментариев нет:
Отправить комментарий